Бухгалтерский учет
Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.
Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:
круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.
Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.
Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.
Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.
На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.
В настоящее время только один документ прошел полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды. Завершено публичное обсуждение трех проектов – ФСБУ Основные средства, ФСБУ Запасы и ФСБУ Незавершенные капитальные вложения. Разработчиком ФСБУ является Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (БМЦ).
До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.
Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.
Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.
В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:
регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;
определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;
устанавливающие особенности формирования финансового результата;
применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;
содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.
Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.
Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.
В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.
В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды
ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
ПБУ 1/2008 Учетная политика
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/2001 Учет основных средств
ПБУ 7/1998 События после отчетной даты
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
ПБУ 9/1999 Доходы организации
ПБУ 10/1999 Расходы организации
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений
ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические указания по учету основных средств
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию
Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малого предпринимательства
ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»
ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организаций в годовой бухгалтерской отчетности»
ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства»
ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организаций»
ПЗ-1/2011 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»
ПЗ-4/2009 «О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности»
time-to-study.ru
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
Актуально на: 16 января 2017 г.
О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.
Что такое стандарты бухучета
Стандарт бухгалтерского учета – это документ, который устанавливает минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- федеральные стандарты бухгалтерского учета;
- отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
- стандарты учета, установленные самой организацией.
При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.
Федеральные учетные стандарты
Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
- допустимые способы оценки учетных объектов;
- порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
- требования к учетной политике;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
- упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).
До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина от 30.12.1993 № 160).
Также читайте:
glavkniga.ru
3. Понятие бухгалтерских стандартов
Успешное ведение бухгалтерского учета на предприятиях во многом зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Оценка его качества неразрывно связана с прибыльностью коммерческого предприятия.
Одним из важнейших факторов повышения квалификации бухгалтерского корпуса РФ является практическое использование им российских и международных стандартов.
Под стандартом понимают нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека.
Совокупность стандартов является сгустком научной мысли и практического опыта целого ряда поколений работников той или иной отрасли. Они включают в себя определения, термины, единицы измерения, краткие подходы и обобщенные методики.
Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечивать следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации.
Полезность, т.е. отражение реальных экономических параметров и характеристик.
Проверяемость, т.е. возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты.
Независимость, т.е. отсутствие действий в пользу одной групп за счет других.
Измеряемость, т.е. возможность оценки даже при отсутствии денежного измерителя.
Следование стандартам позволяет работникам даже средней квалификации выполнять работу на высоком научно-практическом уровне и одновременно повышать уровень своего профессионального мастерства.
Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные — целого ряда стран. Следует иметь в виду, что национальные стандарты очень часто более точно и более полно охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельных государств. Поэтому использование полного набора международных стандартов в настоящее время практически не наблюдается ни в одной стране мира. Вместе с тем, развитие внешнеэкономических связей государств, широкая инвестиционная политика настоятельно требуют взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимообогащения национальных и международных стандартов.
4. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)
В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.
Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля. А также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета и составления соответствующих вычислительных программ для ведения учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.
Международные стандарты синтезируют опыт бухгалтерского учета многих стран, среди которых заметное место занимают США.
Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов. Перечень международных стандартов включает в себя следующие стандарты.
МСФО 1. Представление финансовой отчетности.
МСФО 2. Запасы.
МСФО 3. Консолидированная финансовая отчетность. (Заменен МСФО 27 и 28.)
МСФО 4. Учет амортизации. (Заменен МСФО 16 и 38.)
МСФО 5. Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности. (Заменен МСФО 1.)
МСФО 6. Учет воздействия изменяющихся цен. (Заменен МСФО 15.)
МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств.
МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.
МСФО 9. Затраты на исследования и разработки. (Заменен МСФО 38.)
МСФО 10. Условные события и события, происшедшие после отчетной даты. (Частично заменен МСФО 37.)
МСФО 11. Договоры подряда.
МСФО 12. Налоги на прибыль.
МСФО 13. Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств. (Заменен МСФО 1.)
МСФО 14. Сегментная отчетность.
МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен.
МСФО 16. Основные средства.
МСФО 17. Аренда.
МСФО 18. Выручка.
МСФО 19. Вознаграждения работникам.
МСФО 20. Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи.
МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов.
МСФО 22. Объединение компаний.
МСФО 23. Затраты по займам.
МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах.
МСФО 25. Учет инвестиций. (Заменен МСФО 40.)
МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам).
МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.
МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные предприятия.
МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.
МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.
МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.
МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации.
МСФО 33. Прибыль на акцию.
МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность.
МСФО 35. Прекращаемая деятельность.
МСФО 36. Обесценение активов.
МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы.
МСФО 38. Нематериальные активы.
МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка.
МСФО 40. Инвестиционная собственность.
МСФО 41. Учет в сельском хозяйстве.
Наибольший вклад в указанные стандарты был внесен США. Их национальная система бухгалтерских стандартов и процедур GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) во многом определила основные принципы разрабатываемой международной системы бухгалтерского учета.
Поскольку внешняя экономическая среда оказывает существенное воздействие на систему бухгалтерского учета, то в странах с похожими социально-экономическими условиями бухгалтерский учет имеет много общего. По экономическому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.
Британско-американская модель. Основополагающие принципы в указанную модель внесли Великобритания, США и Голландия. Главная идея модели состоит в ориентации бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов. Модель применяется следующими странами: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.
Континентальная модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли развитые страны континентальной Европы и Япония. Главная идея модели состоит в ориентации на удовлетворение требований правительства, в частности налоговому законодательству. Модель применяется следующими странами: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.
Южноамериканская модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли страны Южной Америки. Главная идея модели состоит в ориентации на потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль исполнения налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Модель применяется следующими странами: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
studfiles.net
Российские стандарты бухгалтерского учета | Современный предприниматель
Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.
Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:
- федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
- отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
- внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ, предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:
- признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
- методы оценки;
- условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
- необходимость принятия учетной политики фирмы;
- план счетов бухучета;
- правила составления финансовой отчетности и др.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.
Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)
Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.
Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:
• минимально необходимые — в части правил по применению бухучета;
• допустимые — в части методов учета.
Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:
• детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;
• применяться, как универсальный вариант.
Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.
ОСБУ: примеры и проекты
Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:
• государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;
• будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;
• стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.
ОСБУ действующие, и опубликованные проекты можно рассматривать, как две отдельные категории:
• общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;
• специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.
Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:
• для НФО – ОСБУ:
— операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;
— резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;
— Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.
• для страховщиков – ОСБУ:
— «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;
— операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.
• для КФО – ОСБУ:
— вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;
— операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;
— ОС, НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.
Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.
spmag.ru
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
2018 год привнес множество изменений в финансовый учет, поэтому бухгалтерам РФ нужно быть более внимательными к тонкостям перехода на новые государственные стандарты. Особое внимание нужно обратить на корректность ведения бухгалтерского учета в информационной базе. В противном случае все неточности и ошибки приведут к проверкам и немалым штрафам.
Российские федеральные стандарты бухгалтерского учета
В 2015 году Минфин России утвердил программу разработки ФС бухгалтерского учета для государственных организаций. С 2018 года по этой программе в России действует 10 ФС бухучета, но вступление в силу трех из них планируется на 2020 год. Все государственные стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года, параллельно вносятся изменения в действующие инструкции по ведению бухгалтерского учета, составлению регистров и форм первичных учетных документов.
На данный момент прошли регистрацию и утверждены в Министерстве юстиций пять государственных стандартов бухгалтерского учета:
- ФС «Основные средства».
- ФС «Концептуальные основы отчетности и бухгалтерского учета государственных организаций».
- Федеральный государственный стандарт бухгалтерского учета «Аренда».
- Федеральный государственный стандарт «Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности».
Проекты других федеральных стандартов размещаются на сайте Министерства финансов РФ в разделе «Бухгалтерская финансовая отчетность и бухучет государственного сектора», а также в подразделе «Стандарты бухгалтерской отчетности».
Замечание 1
Всего ожидается 29 новых федеральных государственных стандартов бухгалтерского учета, нововведения в которых влекут за собой ряд существенных изменений. Главная цель федеральных стандартов – повысить эффективность работы государственных учреждений.
Федеральный государственный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского чета и отчетности государственных организаций»
Данный стандарт является базовым документом, который устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского чета и составления финансовой отчетности в организациях государственного сектора:
- Основные способы и правила ведения бухучета и аудита.
- Общие правила признания объектов бухучета, а также методики их оценки и особенности денежного измерения.
- Общие правила по формированию сведений, которые раскрываются в бухгалтерской отчетности, а также их качественные характеристики.
- Основные принципы подготовки бухгалтерской отчетности предприятий государственного сектора.
- Требования, которые предъявляются к инвентаризации активов.
Предприятия государственного сектора должны использовать федеральные стандарты с 1 января 2018 года при ведении бухгалтерской отчетности. Положениями стандартов должны руководствоваться при составлении отчетности, начиная с отчетности 2018 года. Отчетность 2017 года ведется по старым правилам.
Замечание 2
Положения ФС бухучета применяются одновременно с другими стандартами и нормативно-правовыми актами, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
Федеральный стандарт «Доходы»
Данный государственный стандарт бухгалтерского учета подразумевает изменение порядка отражения и структуры доходов в отчетности. Те изменения, которые вступили в силу в 2018 году, коснутся не всех видов доходов, а только следующих:
- Инвестиции в виде дивидендов, которые выплачиваются объектом инвестирования и учитываются по методу долевых участий.
- Реализации запасов, готовой и биологической продукции.
- Продажа нематериальных активов и основных средств.
- Доходы от безвозмездного пользования и договоров аренды.
- Доходы от изменения финансовых обязательств или справедливой стоимости финансовых активов.
- Доходы от изменений обменных курсов.
- Доходы от первоначального признания биологической продукции и биологических активов.
В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета «Доход», доходы от субсидий на выполнение государственных заданий отражаются в составе доходов будущих периодов на дату создания права на получение субсидии. Услуги и работы, доход от которых был получен от необменных операций, не подлежат бухгалтерскому учету, если информация об получении раскрывается в отчетности.
В нынешних инструкциях нет требований по учету операций, но есть законодательные положения о бухучете по причине которых возникают неясности. Например, любые факты хозяйственной деятельности должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета.
Большинство требований федерального стандарта касаемо приведения информации о доходах в бухгалтерской отчетности относятся к пояснительной записке. При сдаче годовой отчетности в ней необходимо указать:
- Особенности признания доходов субъекта учета, а также положения учетной политики.
- Доходы в разрезе групп в зависимости от экономического содержания предоставленных скидок и льгот.
- Доходы от пожертвований, подарков и других ценностей, что были получены безвозмездно.
- Дебиторская задолженность по необменным операциям.
Федеральный государственный стандарт бухучета «Учетная политика, оценочные ошибки и значения»
Данный Федеральный стандарт устанавливает единые требования к утверждению, формированию и изменению учетной политики, а также правила отражения последствий изменения учетной политики, исправленных ошибок и оценочных значений в бухгалтерской отчетности.
В данном государственном стандарте раскрыты такие понятия, как ретроспективное и перспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение и перспективное признание результатов его изменений, а также ретроспективный пересчет бухгалтерской отчетности.
В соответствии с данным стандартом, учреждения будут составлять учетную политику сами, учитывая собственную структуру, отраслевые и другие особенности деятельности. Кроме этого организации также могут следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики обязательно должен соответствовать требованиям пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета «Учетная политика, оценочные ошибки и значения».
spravochnick.ru
Стандарты бухгалтерского учета в Украине на русском | Стандарты бухучета Украины
Бухгалтерское сопровождение
ул. Николая Пимоненко, 13,
Бизнес Сити Форум, офис 7B/35,
04050, Киев, Украина.
В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности.», регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Этим Законом установлено, что национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам.
В настоящее время Министерством финансов Украины были утверждены следующие положения (стандарты) бухгалтерского учета (ПСБУ):
Одними из основных направлений реализации Стратегии является законодательное регулирование порядка применения международных стандартов, в частности с 2010 года обязательное составление финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности предприятиями-эмитентами, ценные бумаги которых находятся в листинге организаторов торговли на фондовом рынке, банками и страховщиками, по собственному решению другими эмитентами ценных бумаг и финансовыми учреждениями в Украине.
Внимание, последние редакции законов и других нормативных актов Украины на украинском языке Вы всегда можете найти на сайте Верховного Совета Украины.
www.accounting-ukraine.kiev.ua
Структура и содержание федеральных стандартов бухгалтерского учета
Стала известна примерная структура каждого федерального стандарта бухгалтерского учета, которые Министерство финансов России планирует разработать и ввести в действие в ближайшие годы. Об этом – в нашем обзоре.
Будущее за ФСБУ
При Минфине России функционирует особая структура – Совет по стандартам бухгалтерского учета. Протоколом № 3 (раздел II) от 01 июля 2016 года он одобрил примерное содержание ФСБУ.
На наш взгляд, бухгалтерам необходимо понимать, о чём идёт речь. Поскольку, судя по всему, общероссийские и отраслевые стандарты ведения учёта станут основными нормативными требованиями в этой сфере. Они приходят на смену различным ПБУ.
В 2017 году и 2018 годах ситуация с федеральными стандартами бухучета поменяется мало. Они останутся в статусе проектов. Введение их в действие запланировано Минфином на 2019 – 2021 годы.
Также см. «Разработка федеральных стандартов бухучета с 2017 года: проекты и программа Минфина».
Содержание
Минфин предлагает следующие структуру и содержание федеральных стандартов бухучета:
Разделы и подразделы | Основное содержание ФСБУ |
Раздел 1: Общие положения | Предмет правового регулирования федерального стандарта бухучета. В том числе разъяснение целей и мотивов его принятия. |
Сфера применения стандарта: · отношения; Определение и признаки объектов бухучета, на которые распространяет своё действие ФСБУ Другие особые термины и определения, которые упоминает стандарт | |
Раздел 2: Содержательная часть | Порядок классификации объектов бухучета |
2.1. Классификация объектов бухгалтерского учета 2.2. Условия принятия объектов к бухгалтерскому учету 2.3. Оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная, последующая) 2.4. Условия списания объектов в бухгалтерском учете | Условия принятия объектов к учету Допустимые варианты денежного измерения объектов бухгалтерского учета. В том числе при принятии их к учету в последующем. Условия списания объектов в бухучете Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, которые вправе их применять на основании Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ |
Раздел 3: Раскрытие информации | Состав и содержание сведений об объектах бухгалтерского учета, которые раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Раздел 4: Вступление в силу и переходные положения Приложения к ФСБУ (таковых может и не быть) | Дата вступления ФСБУ в силу Возможность и порядок досрочного применения ФСБУ Переходные положения (порядок формирования сопоставимой информации, в т. ч. при переходе от учета в соответствии с ПБУ к учету на основе ФСБУ) Перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения по причине начала действия ФСБУ (с перечислением соответствующих изменений) Перечень нормативных правовых актов, которые перестают действовать по причине начала действия ФСБУ Таблицы, формулы, примеры, другое |
Также см. «Какие изменения в ПБУ запланированы Минфином в 2017 году».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
buhguru.com